Герб

Официальный сайт Администрации
Алеховщинского
сельского поселения
Лодейнопольского муниципального района
Ленинградской области

Символика

Герб и Флаг Алеховщинского сельского поселения являются официальными символами поселения, утверждены решением совета депутатов поселения  от 25.05.2010г. № 58 “Об утверждении официальных символов Алеховщинского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области”
Cвидетельства о регистрации официального символа или отличительного знака в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации
по гербу регистрационный номер 6220 от 10.06.2010г. протокол №55 г.Санкт-Петербург
по флагу регистрационный номер 6221 от 10.06.2010г. протокол №55 г.Санкт-Петербург 

Геральдическое описание и обоснование символики ГЕРБА

1. Геральдическое описание ГЕРБА:

«В лазоревом (синем, голубом) поле, между берестяных (серебряных с черным) боковиков- золотой гончар, прямо сидящий за таким же гончарным кругом и возложивший на него десницу, шуйцей поддерживающей стоящий на гончарном круге золотой кувшин».

2. Толкование символики ГЕРБА:

C 1860-х годов территория современного Алеховщинского сельского поселения входила в состав нескольких волостей трех уездов трех различных губерний:

  • Суббочинской волости Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии (Алёховщина, Вязикиничи, Кальшеницы, Кидебра, Кургино, Лопотово, Мергино, Новинка, Пойкимо (Пойкилю), Полянка, Суббоченицы, Чуницы, Яровщина);
  • Красноборской  (Ветхое Село, Вонозеро, Красный Бор, Мартыново, Новое Село, Околок, Ольхово, Пергачево, Ручей, Спирово, Средний Двор, Хмелезеро, Явшиницы, Барково (Тервеничи))
  • Куневической (Бор, Валгома, Колокольницы (Верхние и Нижние), Печурино, Пирозеро, Усть- Сара) волостей Тихвинского уезда Новгородской губернии;  Заостровской (Акулова Гора, Бор (Имоченицы), Никоновщина (Ерпиничи, Захоробье,Кукуй),Шириничи-)
  • Шапшинской (Гонгиничи, Ефремково (Нилово), Заозерье, Кяргино, Левково, Мустиничи, Мягичево, Ратигора, Чагоницы, Шахтиницы) волостей Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии.

В 1938-1939 гг. возник поселок Мехбаза Яровщинского сельсовета Оятского района, а в 1946-1948 гг.- дер Шархиничи  Алеховщинского сельсовета Оятского района.

В приводимых ниже исторических сведениях о населенных пунктах (название, количество населения, землевладелец) написание наименований населенных мест соответствует указанным первоисточникам.

В книге “Описание Санкт-петербургской губернии по уездам и станам” (СПб. 1838 ) приведен список деревень 3 стана Новоладожского уезда  Санкт- Петербургской губернии:

  • “178. Пахтовичи – 10 мужчин, 12 женщин, гр-не Орловой, надв. cоветн. Апрелевой и полковнику Корсакову;
  • 181. Чудицы- 29 мужчин, 28 женщин, девицы Качановой и штабс-капитану Францевичу;
  • 182. Лопотово- 14 мужчин, 13 женщин, девицы Качановой;
  • 187. Кургино- 28 мужчин, 34 женщины, казенного ведомства;
  • 188. Новинка- 8 мужчин, 7 женщин, кол. cов. Кобылиной и полк. Корсакову;
  • 189. Кидебра- 9 мужчин, 10 женщин, кол. cов. Кобылиной;
  • 192. Суббоченицы- 10 мужчин, 11 женщин, ст. cов. Клокачеву;
  • 196. Игокиничи- 20 мужчин, 27 женщин, полк. Корсакову;
  • 197. Алеховщина- 18 мужчин, 25 женщин, казенного ведомства;
  • 198. Афонкина- 11 мужчин, 6 женщин, казенного ведомства;
  • 199. Новоселка- 10 мужчин, 7 женщин, казенного ведомства;
  • 200. Власовщина- 12 мужчин, 6 женщин, казенного ведомства;
  • 202. Вязикиничи – мужчин- 41, женщин- 38, казенного ведомства;
  • 204. Пойкимо- 7 мужчин, 16 женщин, ген. – май. Корсакову;
  • 210. Кальшеницы- 43 мужчины, 40 женщин, ген. – май. Корсакову и ст. cов. Клокачеву”

В книге “Алфавитный список селений по уездам и станам С. Петербургской губернии, оставленный при губернском статистическом комитете” (СПб. 1856.) приведены следующие сведения о селениях, входивших тогда в 3-й стан Новоладожского уезда Санкт- Петербургской губернии:

  • “Алеховщина, штабс- капитана Каменскаго – дворов -9, душ-25;
  • Кидебра, кол.  сов. Кобылина- 5 дворов, 15 душ;
  • Лопотово (Лопатово), ш.-кап. Ждановскаго- 3 двора, 16 душ;
  • Мергино (Мерчино), прап. Анны Палицыной, Успенской, Апсейтовой  и Пол. Нееловой- 12 дворов, 18 душ;
  • Новинка, госпожи Корсаковой- 8 дворов, 27 душ; поручика Семена Апрелева- 1 двор, душ-2; г. лейт. Корсакова и Лукашевой- 7 дворов, 13 душ;
  • Суббоченицы, к. cов. Клокачева- 5 дворов, 11 душ”.

В книге “Волости и важнейшие селения Европейской России” (Вып. VII. Губернии Приозерной группы (СПб. 1885) приведены следующие сведения:

“Суббоченская волость Новоладожского уезда:

  • Алеховщина, деревня бывшая государственная при р. Ояти, дворов- 14, жителей- 69. Волостное правление, 2 лавки, постоялый двор, в 1 в.- церковь православная, в 5 в.- Введенский Островский монастырь;
  • Вязикиничи, деревня бывшая государственная, дворов- 19, жителей- 76, часовня, 2 лавки, 2 кожевенных завода;
  • Мергино, деревня бывшая владельческая при р. Ояти, дворов- 15, жителей- 69, часовня, почт. cтанция;
  • Пойкимо, деревня бывшая государственная при р. Ояти, дворов- 14, жителей- 65, 2 лавки.

Красноборская волость Тихвинского уезда:

  • Красный Бор, деревня бывшая государственная при оз. Белом, дворов- 54, жителей- 292. Волостное правление, в 9 в.- 2 церкви православные, часовня, школа; в 10 верстах- церковь православная, школа; в 15 верстах- 2 церкви православные; в 20 верстах- церковь православная; гончарный завод;
  • Явшеницы, деревня бывшая государственная при р. Капше, дворов- 59, жителей- 307, лавка.

Куневичская волость Тихвинского уезда:

  • Новинка, деревня бывшая государственная при р. Капше, дворов- 27, жителей- 167, почтовая станция”.

В “Памятной книжке Санкт- Петербургской губернии” за 1905 год сказано:

  • “Суббоченская волость Новоладожского уезда: Алеховщинское сельское общество- Алеховщина, Афонино, Власовщина, Вязикиничи, Зуева, Игокиничи, Новоселок, Пойкимо;
  • Кальшинское сельское общество – Кальшиницы, Палтовичи;
  • Мергинское сельское общество – Земское, Каменка, Ларьян- Остров, Мергино, с-цо Николаевское, Ошурино, Пахтовичи, Потапрово, Трошево.

Землевладельцы Суббоченской волости:

  • Шархиничи- 4830 десятин – Илимов Василий Петрович, действительный статский советник;
  • Павловское- 1005 десятин – Клокачева Федора Павловна, генерал-майора наследники;
  • Новинка- 307 десятин – Корсакова Каролина Ивановна, вдова коллежского регистратора;
  • Панькова Гора- 395 десятин – Мерцалова Мария Васильевна;
  • Пилотовичи- 345 десятин – Ветвицкаго Степана Ивановича наследники”.

Считается, что от слова «ольха» произошло название селения Алеховщина, раскинувшегося по живописным берегам Ояти.

Глухие девственные леса почти вплотную подступают к селению. С древнейших времен были заселены берега Ояти. Люди, жившие здесь, в основном занимались лесосплавом и гончарным промыслом. О далеком прошлом напоминают многочисленные захоронения и название близлежащего селения Тервеничи. Погост Тервеничи на Ояти упоминается в уставе князя Святослава Ольговича в 1137 году. Терв в переводе с вепсского – “смола”, “сосновая слеза”, необходимая во многих делах.

С 1997 г. в деревне Тервеничи- Свято Покровский женский монастырь. Каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы (деревянная до 1582 года, перестроена в 1805 году). Каменная с 1861 года, закрыта в 1935 г., в 1994 г. освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

С ноября 1927 по декабрь 1955 года Алеховщина была центром Оятского района Ленинградской области. 1 августа 1927 г. был образован Шапшинский район Ленинградской области с райцентром в деревне Гонгиничи, но уже 14 ноября того же года по Постановлению Президиума ВЦИК центр района был перенесен в деревню Алеховщину, а район переименован в Оятский. По постановлению Леноблисполкома в феврале 1931 года Вонозерский и Надпорожский сельсоветы были преобразованы в национальные вепсские.

Гончарный промысел возник на берегах Ояти в XVIII веке, что подтверждается в издании “Полное географическое описание нашего Отечества” (СПб. 1900). Он был распространен в селе Алеховщина, деревнях Карпина Гора, Ефремково, Надпорожье, Ратигора, Мустоя, Подборье и других (Блинов Г. Народные скульпторы с Ояти (Ленинская правда (Лодейное Поле). 1974. 30 сент.).

В 1820-е годы гончарный завод появился в Новом Селе.

В 1827 году в деревне Новое Село на р. Оять был построен гончарно – фарфоровый завод, принадлежавший Фоку и выпускавший вазы, посуду, черепицу и другие формовочные изделия. Завод работал на местном сырье.

По данным на 1880 год, гончарным делом в Приоятье занимались 342 крестьянина (91 человек в Новом Селе, 44 человека – в Кондрашево).

В 1890 году завод сгорел, и хозяин не стал его восстанавливать, а продал мастерам, работавшим у него. Они частично восстановили производство, но и оно со временем перестало существовать.

В 1929 году житель Подборского сельсовета Цветков Петр Лаврентьевич организовал Оятское гончарное товарищество, а затем эта артель вошла в состав Оятского райпромкомбината.

В период коллективизации местных кустарей объединили в колхоз “Красный гончар” (дер. Карпина Гора), эта артель работала до конца 1940-х годов (Александрова О. Нигде, как на Ояти ( Лодейное Поле. 2009. N 33. C. 7). В последующее время центр гончарного производства переместился в деревню Стрелка Алеховщинского сельсовета, где мастера гончарного дела работали до 1956 года, пока не упразднили комбинат. С 1969 года село Алёховщина стало единственным в Ленинградской области гончарным центром, работающим на собственном сырье и сохранившим формы изделия и традиционную роспись. Тогда был создан Алеховщинский цех керамических изделий в составе Ленинградского областного объединения народных промыслов.

На базе этого предприятия в 1991 году создано было МГП “Оятская керамика”, с 1992 г.- ТОО, а с 1999 г.- ООО “Оятская керамика”.

После того как в 2004 г. цех “Оятской керамики” сгорел, лучшие мастера перешли работать в и поныне действующий в Алёховщине Центр возрождения ремесел. Силами педагогов ЦВР в селе открыт музей, в котором представлены изделия местного гончарного промысла.

Глиняные игрушки старейшего оятского мастера, уроженца деревни Карпина Гора Алексея Васильевича Лукичева (род. в 1907 г.) хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, частных коллекциях.

Образы оятской игрушки идут из глубины веков и восходят к тотемическим представлениям. Наиболее интересны фигуры всадников, лошадок, различных зверей и птиц.

Золотой гончар, прямо сидящий за таким же гончарным кругом и возложивший на него десницу (кисть правой руки), шуйцей (кистью левой руки) поддерживающей стоящий на гончарном круге золотой кувшин – напоминание о традиционном гончарном промысле.

Берестяные (серебряные с черным) боковики – напоминание о историческом мировоззрении вепсов, историческом поклонении святым деревьям, к числу которых относилась и береза. Кроме того, символ лесных богатств  края, красота местной природы. Издавна по берегам Ояти селились вепсские племена. Вепсскими деревнями считались Надпорожье, Тервеничи, Вонозеро, Ладва. Ныне сохранением и возрождением вепсской культуры занимается центр “ENARNE MA” в деревне Тервеничи. В бывшем доме купца Федора Яковлевича Зайцева находится общественный краеведческий музей. С 1993 г. традиционными стали праздники вепсской культуры. Для вепсов, искони проживающих в окружении леса, характерны достаточно яркие представления, связанные с определенными видами деревьев и кустарников. Народные взгляды на то или иное дерево сформировались под влиянием мифологических и религиозных традиций, а также реальных знаний об особенностях породы (хвойное или лиственное дерево, цвет коры и других его частей). Как и у многих финно-угорских народов, в верованиях вепсов выделялись береза, ольха, ель, рябина.

Культовым деревом была береза. Она наделялась жизненной силой и лечебными свойствами. В памяти шимозерских вепсов сохранился обряд, свидетельствующий о ее почитании: в лесу подходили к любой березе, перевязывали ее липовыми прутьями и обращались к дереву с просьбой послать здоровье. Этот обряд находит аналогии с водским. У води береза являлась одним из деревьев (наряду с осиной и дубом), под корневища которой закапывали в жертву медные монеты. Жертвоприношение сопровождалось обращением к дереву сохранить здоровье.

Различными (часто противоположными) значениями обладала рябина. Кресты, сделанные из веток рябины, являлись надежным оберегом от нечистой силы. Рябина считалась «огненным» деревом. Гроздья рябины, которыми украшались с внутренней стороны стены изб, были важным средством защиты от пожара (по принципу «подобное» отталкивает «подобное»). В народных представлениях вепсов рябина часто сближалась с черемухой. Были распространены, например, поверья, что у рябины и черемухи плоды нельзя срезать железными орудиями (ножницами, ножом), их можно рвать только руками. Ветки рябины или черемухи запрещалось бросать в огонь. Ими не разрешалось погонять скот.

Так, в вепсских свадебных причитаниях душа девушки-невесты предстает в виде утки (sorz).

Каким-то образом связана с духами леса рябина. Ее используют пастухи для кнутовища, на него может быть сделан «обход» колдуном (нойдой), то есть своего рода договор пастуха с духами леса об охране стада. «Если Лес [лесовик> сделал человеку лихо, то надобно его заклясть. Для этого отправляются в лес, отыскивают лядину [заброшенное поле>, чтобы на ней росла рябина, и от рябины была бы отростелина, и с той рябины вырубают несколько рябиновых батожков: вооружившись ими, крестьянин начинает выговаривать заклятья …». Культ журавля у вепсов восходит к тотемическим представлениям, связанным с плодородием, расцветом природы, сменой сезонов. Существовал запрет на убийство журавля и употребление его в пищу. Это первая птица, улетающая на зиму на юг и уносящая лето (Винокурова И. Ю.  Животные в традиционном мировоззрении вепсов. Петрозаводск. 2006. С. 60). В одной из вепсских сказок Баба-Яга превращает девушку в утку и пускает ее в море.

Группа курганов близ деревни Акулова Гора- напоминание о летописной веси. Другая местная достопримечательность –  кедры, которые были посажены великим русским живописцем В. Д. Поленовым. В Имоченицы Василий Дмитриевич приехал 11 –летним мальчиком. Местные земли принадлежали роду бояр Вындомских и были выкуплены прадедом художника. Дом Поленовых, построенный плотниками под руководством архитектора Р. И. Кузьмина- бревенчатое трехэтажное здание. В Имоченицах художник написал 37 картин, среди которых портрет местного сказителя Никиты Богданова, “Мальчик Вахромей”, “Ванька с Окуловой Горы”, “Усадьба в Имоченцах”, “Имоченцы зимой”, “Река Оять”, “Горелый лес”, “Северная изба”. Усадьба в Имоченицах была продана в 1881 году, но на всю жизнь художник пронес память об этих живописных местах, и когда хотел похвалить другие места, говорил: “Как у нас, в Имоченицах !” В деревне Люговичи родился в 1877 году другой замечательный художник Николай Семенович Зенков, автор широко известной в свое время картины “Лампочка Ильича”.

В 2006 году село Алёховщина вошло в состав Алеховщинского сельского поселения, которое объединило в себе 4 бывших волости – Алеховщинскую, Имоченскую, Тервеническую, Яровщинскую.

Лазоревый (синий, голубой) – честь, верность, искренность, безупречность. Напоминание о протекающей реке Оять, к названию которой восходит Оятский район Ленинградской области, просуществовавший с 1927 по 1955 год. Символ речного и озерного края. По территории поселения протекают реки: Оять, Капша, Сара, Ащина, Поисара, Савинка, Вилига, Габардуса. Лазоревые глади озер: Белого, Савозера, Светлого, Ляшозера, Пальгинского озера, также являются украшением Приоятья.

Чернь (черный)– символ благоразумия, мудрости, скромности, честности, древности и вечности бытия.

Золото – символ божественного сияния, благодати, прочности, величия, солнечного света. Символизирует также могущество, силу, постоянство, знатность, справедливость, верность.

Серебро – чистота помыслов, искренность, правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда.