Герб

Официальный сайт Администрации
Алеховщинского
сельского поселения
Лодейнопольского муниципального района
Ленинградской области

Вепсы Приоятья

в нашем Алеховщинском сельском поселении

   Издавна по берегам Ояти селились вепсские племена. Вепсскими деревнями считались Надпорожье, Тервеничи, Вонозеро, Ладва. Ныне сохранением и возрождением вепсской культуры занимается общественный краеведческий музей  в деревне Тервеничи, расположенный в бывшем доме купца Федора Яковлевича Зайцева . С 1993г. традиционным стал областной праздник вепсской культуры “ENARNE MA”. Для вепсов, искони проживающих в окружении леса, характерны достаточно яркие представления, связанные с определенными видами деревьев и кустарников. Народные взгляды на то или иное дерево сформировались под влиянием мифологических и религиозных традиций, а также реальных знаний об особенностях породы (хвойное или лиственное дерево, цвет коры и других его частей). Как и у многих финно-угорских народов, в верованиях вепсов выделялись береза, ольха, ель, рябина.


Жители деревня ВОНОЗЕРО  радушно встречают гостей

на Областном вепсском празднике “ENARNE MA”


НИКОЛАЙ  ФЕДОРОВИЧ  МАКАРОВ

18 декабря 1926 года рождения

уроженец вепсской деревни Надпорожье

Лодейнопольского  райна Ленинградской области,

кандидат исторических наук, полковник в отставке

участник Великой отечественной войны 1941-1945гг

Военную службу начал в блокадном Ленинграде в начале ноября 1943 года. Участвовал в боях на Ленинградском фронте на Карельском перешейке, на реке Нарва и в Прибалтике в должности командира отделения роты автоматчиков и 173-ей отдельной разведывательной роты 109 Ленинградской краснознаменной стрелковой дивизии. Не раз ходил в поиск за “языком”.День Победы встретил в Курляндии заместителем командира взвода разведчиков.

После окончания военного училища служил заместителем командира разведовательной роты стрелкового и танкового полка, а получв высшее военно-педагогическое образование в Ленинградском институте им М.И.Калинина- в войсках ПВО и на 32-х  межокружных курсах офицерского состава на Урале.

С августа 1971 года по май 1983 года-начальник кафедры общественных наук Ленинградского (Санкт-Петербургского) высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища им. С.М.Кирова в Петергофе. После увольнения в запас- доцент Военно-морского института  радиоэлектроники им.А.С.Павлова, а затем редактор и помощник начальника научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургского ВОКУ им С.М.Кирова.

Николай Федорович Макаров является соавтором истории Санкт-Петербургского ВОКУ и книги “Военные реформы в России”, а также автором ряда научных статей.

В последнее время им написаны книги “Повесть рыжего Кольки”, “Образование СССР и оборона страны”,

“СЛАВА РОССИИ” (2010г.), а также им написано немало стихотворений про родной вепсский край.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ   Выпуск № 055 от 28.03.2007г.

«Читать я учился на вепсском языке»

Николай МАКАРОВ, кандидат исторических наук

Уважаемая редакция,

Вы не раз писали о вепсах. Хотелось бы вернуться к этой теме, которая мне хорошо известна.

В первые годы советской власти в Ленинградской области принимались меры к сохранению этнокультуры вепсов: разрабатывалась вепсская письменность, готовились кадры из коренного населения, в начальных классах велось обучение на родном языке, а также были созданы Винницкий вепсский район и вепсские сельсоветы.

Я в детстве жил в деревне Надпорожье Оятского (нынче Лодейнопольского) района, которая была причислена к вепсским селам. В 1934 -1941 годах учился в Надпорожской школе, где преподавание в начальных классах велось на вепсском языке. У нас были не только буквари, но и более сложные книги.

Мы изучали грамматику и правописание, читали стихи и увлекательные вепсские сказки Ивана Власьева, нашего земляка из деревни Семова Гора, пели вепсские песни. А первым нашим учителем был Алексей Семенович Петров, окончивший вепсское отделение Лодейнопольского педагогического техникума. Однако в 1937 году преподавание в нашей школе полностью было переведено на русский язык.

Надпорожье в те годы состояло из ста двадцати дворов. В селе было много молодежи. А в ближайшей округе находилось несколько более мелких деревень, среди которых вепсскими были Бор, Власково, Семова Гора и Ямка.

И У нас, и в других деревнях было развито молочное животноводство, велось хлебопашество (сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, а еще горох и лен). Зимой многие вепсы работали на лесозаготовках, а весной на сплаве леса. Долго здесь существовало гончарное производство: продукция находила спрос даже в Ленинграде и Петрозаводске.

Теперь в Надпорожье постоянно живут очень мало людей, а молодых вообще нет. Только летом сюда приезжают дачники – дети и внуки бывших коренных надпорожан. Считаю, что созданием природного парка «Вепсский лес» и проведением фестиваля «Древо жизни» проблему сохранения «деградирующего» народа не решить. Нужны более серьезные меры, чтобы древнейший народ, на исторической территории которого мы живем, не канул в Лету. Вспоминая свое родное Надпорожье, хочу высказать несколько предложений, которые, возможно, помогут в возрождении вепсов.

Считаю, надо закончить строительство электростанции на реке Шапше у деревни Ратигора, начатое в 70-е годы прошлого века, что дало бы основной импульс для возрождения края (ведь проведены все изыскательские работы, установлены опоры высоковольтных проводов И навешены силовые линии, построена асфальтированная дорога из Алеховщины до Ратигоры и т. д.). Было бы неплохо восстановить поголовье крупного рогатого скота, утраченное в результате пожара на ферме. Луговых угодий для его содержания и сейчас вполне достаточно. Построить хотя бы небольшой сыроваренный завод, что позволит использовать молочную продукцию прибыльно, ибо транспортировка ее на городские рынки из-за больших расстояний не реальна. Южнее деревни Бор на облицованном в давние времена берегу реки Ояти открыть дом отдыха или пансионат. Холмистая местность, прекрасная природа, порожистая река – привлекут отдыхающих. Привлечь рабочую силу (особенно молодежь) можно путем введения льгот на строительство жилья (выдать льготные порубочные билеты, с тем чтобы прибывшие сюда люди могли построить современное жилье). Думаю, что многие вепсы, разбросанные по всему Северо-Западу, вернулись бы в родные края. Инициатором и двигателем решения не простой, но жизненно важной проблемы сохранения исчезающей народности должны выступить властные структуры Ленинградской области.